Арзамасский государственный педагогический институт им.А.П.Гайдара (АГПИ). В городе Арзамасе с его вековыми культурно-просветительскими традициями педагогический вуз занимает особое место. Он является не только крупным образовательным учреждением, обеспечивающим педагогическими кадрами южный регион области, но и признанным центром духовной жизни города и края. АГПИ открылся в 1934 году как учительский институт, а в 1952 году был преобразован в педвуз. За эти десятилетия в нем подготовлено около 25 тысяч квалифицированных учителей и работников внешкольных учреждений.

В настоящее время здесь имеется четыре академических факультета (историко-филологический, физико- математический, естественно-географический, педагогический), на которых обучается без малого 2000 студентов очного и 1742 студента заочного отделений. Кроме того, существует факультет образовательных услуг, где можно получить дополнительную специализацию. Учебный процесс в институте обеспечивает высокопрофессиональный преподавательский коллектив, включающий 14 докторов наук и профессоров, 122 кандидата наук и доцента. На сегодня имеется большой кадровый резерв: в различных вузах страны обучается свыше 50 молодых преподавателей. Располагая достаточно высоким научно-педагогическим потенциалом, институт осуществляет на 24 кафедрах широкую исследовательскую деятельность, связанную прежде всего с проблемами развития средней и высшей школы, всей системы российского образования. В 1997 году преподавателями института опубликовано 306 работ, в том числе 28 учебных пособий, 4 монографии, 6 сборников научных трудов, 79 статей, 22 методические рекомендации, 167 тезисов. К научно- исследовательской работе активно привлекаются студенты, успешно выступающие на межвузовских олимпиадах и конкурсах. В 1998 году команда АГПИ заняла в зональной олимпиаде 3-е место среди 16 вузов Волго-Вятского региона.

Арзамасский пединститут располагает крупной материально-технической базой, включающей учебные и научные лаборатории, компьютерные классы, фундаментальную библиотеку на 200 тысяч томов, спортивные залы, агростанцию, биостанцию в Пустыне, турбазу «Сосновая роща», общежития, студенческий клуб и прочее.
Таким образом, в настоящее время вуз в состоянии решать важные социальные задачи, направленные на развитие образовательного и культурного комплекса Нижегородской области.

2001 г.