Промышленное развитие города Урень в советское время - строительство, предприятия, транспорт

В годы девятой пятилетки в городе получили большое развитие строительные организации. Появились новые здания: хлебозавода, установки по выработке технологической щепы в Устанском лесопункте, автоматической телефонной станции, мастерских по производству мебели. Сданы в эксплуатацию 4 школы, 2 клуба, кислородная станция, 14 километров дорог с твердым покрытием, 73 сельскохозяйственных объекта.

Наиболее мощной стала межколхозная строительная организация (МСО), созданная в 1963 году. Она строит в колхозах животноводческие помещения, пункты технического обслуживания машинно-тракторного парка, клубы, школы, жилье, дороги. В 1970 году МСО приступила к возведению Арьевского сельского строительного комплекса, который будет иметь важнейшее значение не только для Уренского, но и для всех северных районов области. Он даст им красный кирпич, железобетон, керамзит, то есть все необходимое для строительных работ на селе. Сейчас пока что и сам Урень получает красный кирпич из Лыскова и Лукоянова, железобетон — из Шатков. Нижегородская область славна и своими строительными возможностями и традициями. С приходом демократии и рынка, многие жители области начали строить себе качественное просторное частное жилье. Тут важно найти хорошую строительную организацию, оказывающую, к примеру, такую услугу как строительство деревянных домов из оцилиндрованного бревна. Каждый хочет жить в уютном и красивом доме. Но вернемся к советской истории города Урень.

Годы девятой пятилетки внесли в технологию строительства немаловажные изменения. На монтаже стали применяться крупные механизмы, такие, как 10- и 16-тонные краны, экскаваторы с емкостью ковша 0,6 кубометра, нашел применение новый строительный материал — арболит, который дает возможность собирать жилье и производственные здания в короткие сроки и с меньшими затратами, внедрены свайно-набивные фундаменты вместо ленточных бутобетонных. Все это позволяет расширить объем строительства.

Видны и другие примечательные черты в городском хозяйстве Уреня. Построены новые, оснащенные современным оборудованием мастерские «Сельхозтехники», что значительно улучшило условия труда работающих, увеличило объем выполняемых работ и качество ремонта сельскохозяйственной техники. Построен комбикормовый завод. Окреп, пополнился техникой и увеличил объем всякого рода работ строительный участок треста Горьковгражданстрой.

Вступают в строй новые производственные базы промышленных предприятий и организаций, благоустраиваются производственные территории. Преобразование села в рабочий поселок и рабочего поселка в город Урень произошло за сравнительно короткое время. Это во многом объясняется положением города и его транспортными связями. Таким коммуникациям, какие имеет Урень, может позавидовать районный центр любого северного района области. Железная дорога связывает его с областными центрами — Горьким и Кировом. Железнодорожная станция Урень принимает пассажирские поезда различных направлений. Летом количество маршрутов значительно увеличивается. Два раза в день от Уреня до Горького и обратно идут электрички. Всего за 3 часа пассажир может попасть в областной центр и вечером вернуться обратно.

Станция Урень является крупной погрузочно-разгрузочной площадкой. Здесь находятся прирельсовые склады четырех северных районов области. Работы по погрузке и выгрузке механизированы. Станция переведена на электрическую сигнализацию, что ускорило прохождение и улучшило безопасность движения поездов, облегчило условия труда железнодорожников. Из Уреня по железной дороге вывозятся лес, лен, костра, продукты лесохимии, швейные изделия, зерно, комбикорм, металлолом, мебель, и путь их бывает неблизок: в Молдавию, на Украину, на Северный Кавказ, Урал, за границу.

Урень является узлом шоссейных дорог. Через него проходит шоссе Горький — Киров. Он связан асфальтированными дорогами с Ветлугой, Тонкином, Шарангой. Эти дороги доступны для движения автотранспорта круглый год. Между названными районными центрами организовано регулярное автобусное сообщение. Уренское автотранспортное предприятие осуществляет пассажирские перевозки во всех северных районах области. Оно имеет 79 автобусов и 84 грузовых автомобиля. За один только 1973 год предприятие перевезло более 10 млн. пассажиров и около 150 тыс. тонн различных народнохозяйственных грузов. Большой удельный вес в автотранспортных перевозках занимают сельскохозяйственные грузы. Со многими населенными пунктами Урень связан автобусным сообщением. Открыты регулярные маршруты на Усту, Семенов, Лопатино, Карпуниху, Вязовую, Горево, Обход, Красногор, Арью, Карпово. Фактически почти все колхозы имеют регулярную связь с районным центром. Большой грузопоток идет также между Уренем и областным центром.