Лукоянов

Из истории города Лукоянова начала XX века - революционное движение, приход Советской власти

В 1903 году в связи с пуском Ромодановской железной дороги Лукоянов стал крупной железнодорожной станцией с паровозоремонтным депо и другими службами. Во всех подразделениях узла числилось более 700 железнодорожных рабочих, у которых была тесная связь с Нижегородским комитетом РСДРП. Рабочие железнодорожного узла проводили активную революционную работу в городе и на селе, организовывали нелегальные сходки, распространяли политическую литературу. Весной 1905 года в Лукоянове была создана местная группа РСДРП, под руководством которой развертывалось революционное движение в уезде.

Немного из истории города Лукоянова

История Лукоянова уходит корнями в XVI век. Документы того времени, сообщают о первопоселенце Ивашке Лукоянове, который поставил в верховьях реки Теши «мельницу, колесо русское», положив тем самым основание небольшой деревне. В первой половине XVI века деревня находилась в вотчине помещика Бутурлина, а затем была пожалована Иваном Грозным Федору Кирееву. В «раздельных» и «межевых» книгах поместий Федора Киреева и Афимьи Карповой за 1586—1594 годы есть запись, в которой сообщается о том, что Киреев получил в свое поместье «вотчину Лукоянову по Иванову (т. е. царскому) разделу Бутурлина».

Окрестности города Лукоянова в 1970-х годах

Лукоянов со всех сторон окружен селами и деревнями. Близко к городу примыкают Кудеярово, Ульяново, Большое Мамлеево, Сонино, Иванцево, Шандрово, большинство жителей которых трудятся на предприятиях и в организациях райцентра. Здесь работает также много людей из более отдаленных (6—8 километров) сел, как Лопатино, Гаврилово, Большие Ари, Крюковка, Мерлиновка, увеличивая в общей сложности население города на 1200 человек ежедневно.

Город Лукоянов - население и культура в 1970-е годы - краеведческий музей, знаменитые жители города

С 1958 года в Лукоянове работает народный краеведческий музей, созданный по инициативе местных учителей-краеведов. В шести залах музея, находящегося в специально отведенном для него здании, представлены многочисленные экспонаты, рассказывающие о прошлом и настоящем города и района. Тысячи посетителей ежегодно бывают в народном музее. За большую работу по воспитанию трудящихся народный музей в 1968 году награжден Почетной грамотой Министерства культуры СССР. В городе с каждым годом улучшается торговля и бытовое обслуживание населения.

Город Лукоянов - население и культура в 1970-е годы

Лукоянов причисляется к разряду малых городов. Слабое развитие его экономики до революции отразилось и на состоянии населения, численность которого в течение всего XIX столетия не превышала 3000 человек. И не только не росла, но убывала. Особенно заметно сократилось население города в голодные 1891—1892 годы. В 1841 году в Лукоянове было 2800 жителей, а в 1897 году — всего 2100 человек. И только в начале XX века (1903 г.) в связи с проведением через Лукоянов железной дороги население города немного возросло и достигло почти прежнего количества, составив в 1916 году 2700 человек.

Транспортно-экономические связи Лукоянова в 1970-е годы

Особую роль в экономических связях Лукоянова играет железнодорожный транспорт. Город стоит на железнодорожной магистрали Горький—Пенза. Здесь от нее отходит ветка, которая связывает Лукоянов с рабочим поселком Разино. По железной дороге из разных городов страны в Лукоянов поступают сельскохозяйственные машины и оборудование, бензин и смазочные материалы, каменный уголь, удобрения, силикатный кирпич, лес, цемент, промышленные и продовольственные товары.

Лукоянов - промышленное развитие города в 1970-е годы - авторемонтный завод, мясокомбинат

Среди промышленных предприятий города важное значение также имеет авторемонтный завод — единственное специализированное предприятие областного объединения «Сельхозтехника» по ремонту легковых автомобилей. Завод, созданный на базе бывшей межрайонной мастерской капитального ремонта тракторов и автомашин, ныне значительно преобразился. В годы восьмой пятилетки на предприятии проведена большая реконструкция. Построен новый цех с конвейерной линией и современным станочным оборудованием, котельная на газовом топливе, а также ряд других производственных и бытовых объектов.

Лукоянов - промышленное развитие города в 1970-е годы - ремонтно-подшипниковый завод, завод по производству крупнопанельных конструкций

До определенного времени Лукоянов среди городов Горьковской области не числился как промышленный центр. В период первых пятилеток и в послевоенные годы преобладающее место в его хозяйстве занимали небольшие промартели кустарного типа — швейная мастерская «Салмокс», артели «Прибой», «Кустарь». Наиболее значительными предприятиями были здесь паровозоремонтное депо со службами железнодорожной станции, межрайонная мастерская капитального ремонта тракторов и автомобилей, машинно-тракторная станция, промкомбинат.

Облик города Лукоянова в 1970-е годы

Во внешнем облике города приметы нового и старого живут переплетаясь. Исторически сложилось так, что Лукоянов разделился на две части — нагорную («город») и поселковую, находящуюся при железнодорожной станции. Нагорная часть — это историческое ядро города Лукоянова, его центр. Здесь размещаются исполкомы районного и городского Советов депутатов трудящихся, райком КПСС, Дом связи, межрайонная больница, Сад имени В. И. Ленина.

Лукоянов - планы и развитие города в 1970-е годы

В 1967 году Горьковский облисполком утвердил генеральный план развития г. Лукоянова на 15 лет. К 1980 году население города должно возрасти до 25—30 тыс. жителей. Более чем в 2 раза увеличится численность рабочих, занятых в промышленности, строительстве, сфере обслуживания. Перспектива развития Лукоянова прежде всего связана с ростом его промышленности. Увеличение производства промышленной продукции будет происходить за счет дальнейшего развития комплекса стройиндустрии, ремонтно-подшипникового завода, предприятий мясо-молочной промышленности.

RSS-материал