Навашино

Население, культура, социальная жизнь Навашина в середине 1970-х годов

Южная часть города, бывшее село Липня, находилось когда-то среди глухих Муромских лесов. Земледелие на малоплодородных песчаных почвах никогда не обеспечивало местное крестьянство хлебом. Липненцы держали ямских лошадей на проходившем через село Сибирском тракте, выжигали древесный уголь, гнали деготь и смолу. Кустари изготовляли бочкотару. Позднее нанимались в ремонтные рабочие на узкоколейную железную дорогу Кулебаки—«Ока—Липня». Когда Кулебакский горный завод начал разработку торфа на Пятницком и Мещерском болотах, многие жители стали искать заработок там.

Навашино - из истории, приход Советской власти

В марте 1917 года мордовщиковские рабочие судоверфи избрали Совет рабочих депутатов при верфи. Этот Совет сыграл важную роль в жизни предприятия и поселка. Половину его членов составляли рабочие, сочувствовавшие большевикам, что положительно сказывалось на деятельности Совета. По требованию Совета на судоверфи был введен 8-часовой рабочий день, оплачиваемый отпуск. Совет ведал приемом и увольнением рабочих, решал все вопросы, касающиеся жизни поселка. К августу 1917 года влияние большевистски настроенных членов Совета возросло.

Навашино - о том, что стало историей

Город Навашино был образован в 1957 году в результате объединения двух рабочих поселков — Мордовщиково и Липня. История поселков и города неразрывно связана с основным предприятием города — Навашинским судостроительным заводом (бывшая Мордовщиковская судоверфь), возникновение которого имеет связь с Кулебакским металлургическим заводом имени С. М. Кирова. Кулебакский горный завод (как он раньше назывался), входивший в состав акционерного общества Коломенского машиностроительного завода, являлся главным поставщиком металла для Коломны.

Город Навашино в середине 1970-х годов

Город Навашино весьма своеобразен. Различие и разрыв между его частями — бывшими поселками — сохранились до сих пор (середина 1970-х). Раньше рабочие поселки отстояли друг от друга на расстоянии 2 километров. Сейчас северная часть города (бывший рабочий поселок Мордовщиково) несколько «приблизилась» к южной части (бывший рабочий поселок Липня). Однако полукилометровый «зазор» между ними не застраивается из-за низкой местности, заливаемой весенними водами. Соединяются южная и северная части шоссейной дорогой Горький — Кулебаки — Выкса, проходящей через город.

В окружении города Навашино - середина 1970-х годов

Навашинский район — это прежде всего промышленный район. Из общей стоимости валовой продукции района в 1970 году продукция промышленности составила 89,5%. Основная доля в промышленном выпуске принадлежит предприятиям города. Несколько небольших заводов имеется и в других населенных пунктах. Они в основном связаны с деревообработкой или переработкой продуктов сельского хозяйства. Наиболее крупные из них — деревообрабатывающие заводы в Теше и Ефанове, Монаковский крахмалотерочный завод, Ефановская хлебопекарня.

Перспективы развития города Навашина в середине 1970-х годов

Перспективы развития города в середине 1970-х были связаны с дальнейшим ростом его предприятий, увеличением ими выпуска продукции. Один из новых корпусов судостроительного завода олицетворяет будущее предприятия. Здесь в 1970-х действуют механизированные линии по обработке листовой и профильной стали, специализированные участки по сборке и сварке плоскостных и объемных судовых секций. Строится цех товаров народного потребления, который предполагается специализировать на выпуске столовых гарнитуров. Внедрение новой техники и технологии позволит заметно повысить производительность труда.

Навашино в середине 1970-х годов

На волжских просторах, в шлюзах Волго-Дона и Волго-Балта, у причалов волжских городов, Москвы и Ленинграда (Санкт-Петербурга) многие видят крупнотоннажные сухогрузные теплоходы «Волго-Дон». Но не все знают, что эти речные исполины рождаются на Оке, в городе судостроителей Навашине.

RSS-материал