Королевство кукол

В самом сердце Нижнего на Большой Покровке расположилось настоящее королевство. Остроконечные крыши сказочного городка, который знают почти все жители нашего города, видны издалека, а правит этим царством настоящий король — народный артист России Александр Мишин. Вы угадали, это знаменитый Нижегородский академический театр кукол. Именно там рождаются сказки. А как? Открыть тайны уникальной профессии я попросила верноподданную своего королевства заслуженную артистку России Софью Шельменкину.

— Софья Сергеевна, что по служило первой ступенькой к вашей удивительной профессии?

— Думаю, что генетика. Еще будучи маленькой девочкой, я и сестра слушали, как мама, меняя голос, читает толстые книжки, взятые в библиотеке. Когда мы научились сами читать, то всей нашей дружной семьей читали сказки по ролям. В то время еще не было телевизоров, а семейные чтения были очень популярны, они объединяли всех нас.
Когда я уже училась в школе, мы с мамой устроили соревнование «Кто больше знает наизусть стихов?», и, когда мой запас иссяк, я стала импровизировать на ходу. Как оказалось, удачно, и я выиграла. Часто оставаясь дома одна, я любила слушать радиоспектакли: особенно интересно сказки читал Литвинов, Марию Ивановну Бабанову просто обожала.
Потом я мечтала стать журналистом — мне удавались сочинения, посещала клуб юнкоров. Мой первый литературный опыт оказался и последним, так как за мою критику в поэме мальчишки на меня обиделись. Правда, учитель географии сказал: «За правду всегда страдают...» Окончив среднюю школу, мы с подружкой решили стать актрисами. Сдали экзамены, и я стала студенткой Нижегородского театрального училища. У нас были потрясающие педагоги: Леб-ский, Копылов (по мастерству актера), Булюбаш (по сценической речи), Яворовский (по истории театра). Их позиция — век живи, век учись — стала и моей.

— Вы получили диплом артиста-кукловода. Как складывалась ваша дальнейшая
судьба?

— После окончания мы всем курсом уехали по распределению в Ставрополь. Там я проработала три года, а когда приехала домой в отпуск, меня встретил Александр Иванович Мишин, режиссер Нижегородского театра кукол. Он хотел организовать молодежную труппу. Для меня попасть в этот театр было счастьем. И это счастье длится уже 39 лет.

— Софья Сергеевна, как рождается спектакль, с чего же начинается действо?

— С прочтения режиссером сценария. И от того, как его прочитают, зависит первое ощущение образа. Затем происходит распределение ролей.

— Вы сами выбираете себе роль?

— Нет, это волевое решение режиссера.

— Скажите, а что зависит от артистов?

— В руках художника рождаются куклы. Художник Колесникова говорила, что 90 процентов успеха — это художник и 10 процентов — актер. И действитель­но. Например, берешь куклу Иры Костриной, и оттого, что она сама светлый, красивый человек, сразу заряжаешься положительными эмоциями. Кукле художник изначально дает характер, и в него только нужно вжиться. Но бывает и так, что выпадает роль не та, которую тебе хотелось. Начинается внутренняя работа, дотошное копание, поиск точек соприкосновения с этим персонажем. В итоге не сразу, но полюблю куклу. А по-другому я с ней жить на сцене не смогу. Так было в спектакле «Колобок среди машин» Вадима Смирнова, пришлось искать свои голосовые интонации — и роль удалась.

—А с кем еще в содружестве вам приходится работать, создавая нужный гармоничный образ куклы в спектаклях?

— Еще есть конструктор кукол. Он отвечает за механику. Бывало, так сделают, что кукла не подвластна тебе: глаза не поднимаются, голова не поворачивается... Сейчас у нас в театре работает замечательный мастер-конструктор Станислав Семсков. Все погрешности исправляет моментально, все делает с душой, чтобы актеру было комфортно работать.

—Расскажите о вашем закулисье. И дети, и взрослые со сцены видят лишь одну сторону медали.

— О закулисной работе можно сказать смело, что один в поле не воин. Вот в сказке «Колобок среди машин» Бабка должна месить тесто: у нее мука сама насыпается, тесто само месится, а потом и само убегает. А чтобы все пред­меты оживить, необходимо мастерство. И это у нас Маратик Сабиров, мой партнер по спектаклю.

— О себе говорить непросто, но прошу вас, Софья Сергеевна, рассказать подробнее, кто и что вам помогает в работе?

— Без каких-либо погрешностей в работе вряд ли кому удавалось обойтись, и я не исключение. Самые беспристрастные критики — это мои родные: дочь Василина и муж Василий. Первая реакция на замечания — обида, но, спокойно поразмыслив, понимаю, что они были правы, и исправляю неточности. Мой муж — в прошлом драматический актер. И с первых шагов моего актерского становления мы ночи напролет анализировали творческий про­цесс. Все это помогло моему профессиональному росту.

— Рассматривая ваши фотографии, начинаешь понимать, что вы очень интересный человек с активной жизненной позицией.

— Да, у меня много друзей, и не только в театральной среде. А в молодости с друзьями мне довелось подниматься на Эльбрус, Домбай, Тиберду, Карпаты, Алтайские горы... Можно сказать, я турист-краевед.

— Получается вы живете в гармонии с собой и с природой. Скажите, что для вас в прошлом году было знаменательного?

— Василина закончила московский институт и получила диплом инженера-конструктора (модельера). Это событие совпало с юбилеем ее декана, и в связи с этим меня неожиданно попросили организовать концерт. Все же я преодолела сомнения, и мини-концерт получился ярким, веселым, запоминаю­щимся и на ура был принят москвичами.

Людмила СТРЕЛЬЦОВА

2007
Нижегородский академический театр кукол
http://www.ngatk.ru/