Нелидирующий лидер

Юбилейное положение Горьковского театра кукол, отмечающего в этом сезоне свое шестидесятилетие, насколько солидно и стабильно, настолько и скандально. Сегодняшние спектакли горьковчан- вызов всему кукольному миру. Возможно, потому в среде кукольников они не вызывают восторженности. Некоторым эти спектакли кажутся вчерашним днем кукольного искусства. Ситуация усложняется еще и тем, что один из лучших спектаклей театра- «По щучьему велению» Е.Тараховской - сегодня признан кукольниками Венгрии, Франции, Испании, но прошел почти незамеченным в родной стране (впервые он был показан на II фестивале театров кукол Нечерноземья, который состоялся в 1987 году в Горьком).

Руководимый народным артистом РСФСР Александром Мишиным, Горьковский театр заметно отличается от многих кукольных театров страны - прежде всего своей верностью и приверженностью кукле. В сегодняшнем весьма неустойчивом театральном мире этот факт кажется почти невероятным. Ведь именно в последние два с половиной десятилетия обозначились границы резкого разделения собственно кукольного театра и так называемого тотального, который иногда называют синтетическим театром кукол. Главной фигурой кукольного театра всегда являлась кукла, синтетический театр тоже использует куклу, но главенствующее место в нем чаще занимает актер-человек. Горьковский кукольный всегда занимал свою, четкую, позицию. Позицию эту можно обозначить как линию развития традиционного театра кукол. В то время как другие кукольники учились мило танцевать, постигали основы мюзикла или упражнялись в пении, что совсем было бы неплохо, если бы это еще делалось с куклой в руках, - в Горьком рождались простые, даже старомодные кукольные спектакли, да еще почти все на ширме. Словом, одни дерзали - другие выглядели (да что таиться: выглядят и сейчас) чуть ли не ретроградами в искусстве.

Это, конечно, не так. Другое дело, что спектакли горьковчан -разные и сделаны они по-разному. ...27 января 1929 года спектаклями «Балда» по А.С.Пушкину, «Негритенок Том» и «Степка-растрепка» по Ю.Гаушу в помещении Дома культуры имени Я.М.Свердлова был открыт Нижегородский театр кукол. У его истоков стояли энтузиасты театрального дела Татьяна Ивановна и Григорий Аполлинарьевич Яворовские. Татьяна Ивановна и стала первым режиссером родившегося театра. А всего в истории Горьковского театра (за 60 лет!) их насчитывается четверо: Т.Яворовская, Н.Соколоверова, Ю.Елисеев и нынешний - А.Мишин. Всего пять имен самых разных художников украшают его афиши - за все время. Естественно, что и труппа Горьковского театра, пополняемая выпускниками родного училища, столь же стабильна. Более двух десятилетий назад А.Мишин наследовал театр от Ю.Елисеева - человека легендарного в кукольном мире. Режиссер и драматург, прекрасный педагог, великолепный оратор и критик Ю.Елисеев если не Петипа, то уж точно Баланчин кукольного искусства. Я бы назвал его «поэтом русской куклы», если бы не знал, что именно таким титулом почтил С.Образцова великий деятель итальянского театра Паоло Грасси. Дело тут не в эпитетах. Виртуозное владение техникой кукловождения, наслаждение каждым ее нюансом, умение все подчинить созданию образа - во многом сближает спектакли и методику Ю.Елисеева с поисками великого балетмейстера. Видимо, от его прекрасных уроков, наследованных в свою очередь у предшественников, и пошла та традиция почтения к кукле, традиция Горьковского театра, рассчитанного на то. чтобы удивить зрителя, поразить его необычными и непредвиденными впечатлениями. Такова, видимо, вообще одна из задач театра, тем более театра кукольного, который большую часть своих спектаклей адресует детям. Горьковский театр можно назвать театром сюрприза. Театром неожиданности. В манере театра - постановочные трюки, которых обычно кукольный театр напрасно избегает. Они застают нас врасплох, так было, скажем, в «По щучьему велению», когда у двух ведер неожиданно вырастаю, ножки и они мило идут к Емелиному дому, или в «Звездном мальчике», когда огромные зеркала трансформируют в образ мира.

Именно поэтому театру близка эксцентрика, которая столь ярко проявилась в спектакле-ревю «Иосиф Швейк против Франца Иосифа» Я.Гашека, поставленном на стыке театра, эстрады и цирка. А.Мишин ставит Я.Гашека очень серьезно и очень по-своему, в манере трезвой и ироничной, при том, что режиссер считает своим долгом сохранить блеск и увлекательность романа. И это ему удается. Пьеса В.Константинова и Б.Рацера написана, чтобы посмеяться над военным, Спектакль поставлен, чтобы осмеять и растоптать войну. Ирония - одна из отличительных черт режиссуры А.Мишина и главного художника Л.Липовской, с которой им поставлены две русские сказки «По щучьему велению» и «Царевна-лягушка». История Емели рассказана театром образно и иронично: на фоне белых кукольных фигур, изображающих русских полуозябших баб с широко раскрытыми от удивлениями глазами и с незакрытыми ртами. Театр сюрприза и неожиданности явлен здесь в полном блеске: от замерзающей на глазах проруби до разъезжающей по ширме и во всю дымящей печки. В «Царевне-лягушке» Н.Гернет сказка буквально врывается в зрительный зал из... космоса. Кружится на ширме вереница планет. Вот среди них выделяется одна и летит... Так и есть: со здоровующими руками и сильными ногами. И...без головы. Иронический пролог диктует и всю стилистику спектакля. Ох, как умеют эти руки работать! Ох, как умеют эти ноги суетиться! Даже Царь (А.Мясников) с Царицей (Т.Демуровой) здесь не сидят без дела. Немало волнений и походов выпадает на судьбу героев. Вот только ума бы побольше этой планете -иронизирует спектакль...

Неопознанная планета, на которой была разыграна русская сказка, становится в ряд других планет - и от этого почему-то не только смешно, но и грусть сжимает сердце... Театр должен удивлять... Откровенно красивые спектакли горьковчан учат этому прежде всего детьей, потому что театр ставит и играет свои спектакли не для кукольников, а для удивления своего зрителя. Находясь долгие годы в тени, выступая чуть ли не лидером «Оппозиции» в кукольном искусстве, он не изменил самому себе и продолжает себя отстаивать. Вот почему юбилейное положение Горьковского театра кукол не только солидно, стабильно, скандально, но и прекрасно...

К.МУХИН

2007
Нижегородский академический театр кукол
http://www.ngatk.ru/