...И страшный-страшный крокодил
Дети младшего школьного возраста получили красивый и веселый подарок: в репертуаре Нижегородского театра кукол появился спектакль «Слоненок», поставленный художественным руководителем театра Александром Мишиным. «Слоненок» — это занимательная и поучительная история о том, как любопытный Маленький Слоненок, донимающий окружающих своими бесконечными вопросами «А как?..» и «А почему?..», превращается в Слоненка любознательного и повзрослевшего. А еще это история о том, как Слоненок не испугался огромного страшного Крокодила, о том, какое это прекрасное качество — взаимопомощь, и о том, каким полезным может быть неожиданно «испортившийся» нос (если, конечно, использовать его не как придется, а творчески).
В спектакле чудесные, яркие, выразительные куклы, каждая со своим лицом, характером и «приколом». Павиан — как бы человек, но все же явно обезьяна. Страусиха — нежная дамочка в шляпке, но при этом совершенно натуральный страус. Бегемотиха — пышная тетенька, одновременно туповатая и с эдакой игривой хитрецой. А уж как красив многометровый Питон с переливающейся кожей и загадочным блеском в глазах! На самом деле Питон, конечно, никакой не «многометровый». Но он устроен и двигается так, что его струящиеся кольца вызывают совершенную иллюзию нескончаемости в длину и громадности в ширину. Вообще, придумок в спектакле несколько; и все они имеют бурный и несомненный успех у маленьких зрителей. На заднике сцены, например, в нужных местах появляется движущаяся картинка: начинают «ехать» деревья и кусты. Поскольку Слоненок бежит на их фоне, эффект настоящего бега настолько «всамделишный», что дети буквально замирают от восторга.
Потрясающе придумана сцена появления Крокодила. Крокодилом сначала маленького Слоненка все пугают. Он не знает, кого зовут этим именем, и дети в зале невольно начинают за Слоненка бояться. И все ждут Крокодила, ждут... И вдруг он появляется. То есть появляется сначала одна голова. Но она такая огромная, величиной с целого Слоненка! Ужастик, скажу я вам, не хуже «Челюстей». Только с поправкой на психику маленького зрителя, который сидит в зале. А потому, как только Крокодил поворачивается к публике лицом, из ночного кошмара он превращается в симпатичного обаяшку и сразу делается совсем—совсем не страшно. В спектакле есть, когда мальчики и девочки могут похлопать, выплескивая энергию. Есть, когда могут подпеть: музыка к этому располагает. В «Слоненке» нет лишнего, но есть то, что нужно. А это, как известно, приносит радость и детям, которых привели родители, и родителям, которые сидят рядом с детьми. Никому не покажется, будто это долго или затянуто. Ясность, краткость, простота — красота.
2007
Нижегородский академический театр кукол
http://www.ngatk.ru/