ЯВОРОВСКИЕ и К . Какой день считать началом жизни кукольного театра в городе Горьком? День первого спектакля? Или день, когда состоялось решение группы энтузиастов создать такой театр? Или первый сбор труппы? Впрочем, расскажем по порядку... В феврале 1928 года Татьяна Ивановна Яворовская, выпускница студии местного драматического театра, уехала в Ленинград, в театр кукол Евгения Деммени, изучать работу с куклой. По возвращении ее к осени на основе кружка любителей была создана труппа кукольников из шести человек. Из них только Т.И.Яворовская имела специальную подготовку, но зато среди любителей были такие энтузиасты, как А.А.Гак, который позднее долгие годы работал в Ленинградском Большом театре кукол.

16 сентября состоялось общее собрание будущих работников будущего театра, о чем было записано в заведенном тогда же дневнике. На этом собрании директором театра был назначен Георгий Аполлинарьевич Яворовский, художественным руководителем - Татьяна Ивановна Яворовская. Артистов будущего театра вела, по выражению Г.А.Яворовского, «фантастическая любовь к кукле и уверенность в ее праве на художественную жизнь». 27 января 1929 года спектаклями «Балда» по А.С. Пушкину, «Негритенок Том» и «Степка-растрепка» по Ю.Гаушу в помещении Дома культуры имени Я.М.Свердлова был открыт Нижегородский театр кукол. Нижегородский зритель не был готов к появлению в городе детского театра и плохо его посещал. У театра нет ни помещения для репетиций, ни средств. Заработок сотрудников ничтожен. Состав труппы менялся. Бессменными оставались Яворовские да Нина Аркадьевна Соколоверова, которая поступила в театр почти с первых дней его существования. Сезон 1930-31 года начался в составе и в помещении ТЮЗа. Это можно было бы считать признанием театра, - ведь он стал государственным и получил некоторую материальную базу, - если бы ровно через год ТЮЗ не отказался от меньшого брата по причине его нерентабельности. Может быть, в городе и забыли бы про этот театр, если бы Г.А.Яворовский сложил оружие. Но он не сделал этого, а, наоборот, стучался в двери разных общественных, профсоюзных и прочих организаций, доказывая, что городу нужен детский кукольный театр и что такой театр имеет право на существование. В это поверилии включили кукольников в краевой Дом искусств, который занимал несколько комнат в доме №30 по улице Свердлова. Сезон 1931-32 года театр закончил успешно, выполнив финансовый план. Он значительно окреп за этот год. Давал спектакли на своей сцене, выезжал на строительство автозавода и в села, помогал самодеятельным кружкам.

С осени 1932 года куклы снова в недрах ТЮЗа. У них появился свой художник Ирина Александровна Высоцкая. Стало больше актеров-кукловодов. В 1935 году, например, в театр пришел Александр Иванович Калухин. Он стал замечательным актером и проработал в театре до 1970 года. Несколько позднее началась деятельность Юрия Михайловича Копылова, ставшего заслуженным артистом республики. И.А.Высоцкая подготовила себе смену. С 1938 года в театре одновременно начинают работать художницы Наталья Михайловна Дрягина и Александра Петровна Колесникова. Их первая постановка -«Красная Шапочка» по Е.Шварцу. Многие их куклы участвовали в областных, российских и всесоюзных выставках. В 1958 году они стали лауреатами Всесоюзного фестиваля кукольных театров и медалистами Всемирной выставки в Брюсселе за куклы для спектакля «Жирофле-Жировля». 1965 год стал особенно знаменателей для А.П.Колесниковой - она была удостоена звания заслуженного художника РСФСР. С начала 30-х годов работал в театре конструктор кукол Виктор Алексеевич Кисляков. Он пришел в театр юным, потом служил в армии, воевал. После войны вернулся к куклам. У него золотые руки, много выдумки. Все чудеса сцены устраивал он. В 1977 году театр отметил его 60-летие.

ЛЮБОВЬ К «ТРЕМ АПЕЛЬСИНАМ». Напряженно работал театр в годы Великой Отечественной войны. Помещение ТЮЗа было частично занято для военных целей. Кукольникам совсем не осталось места. Они разделились на две группы: одна ютилась в комнате тюзовского общежития, другая репетировала на квартире Н.А.Соколоверовой. Здесь же обитали и куклы и реквизит. Готовили злободневные концертные программы, выезжали с ними в госпитали, в колхозы, на заводы. Это были сатирические представления, разоблачавшие гитлеровских вояк. Несложные спектакли ставили в детских садах и школах. В 1944 году главным режиссером театра становится Н.А.Соколоверова, Появляются новые артисты - К.П.Копылова,А.В.Дылева, Л.Г.Артуньянц, Т.А.Елисеева, В.П.Шубин и другие. С 1942 года музыкальной частью заведует С.С.Соколоверова, Театр окончательно утвердил себя. Нужно было решаться сделать новый шаг в творческом развитии. Этот новый шаг был сделан в 1945 году. Впервые в театре был поставлен спектакль с тростевыми куклами «Три апельсина» С.Михалкова (по К.Гоцци). Спектакль готовился трудно. Все надо было осваивать заново: художникам - новую форму и механику куклы, конструктору - разработать и выполнить весь мезанизм, актерам -научиться водить куклу, режиссеру - все объединить, связать, заставить двигаться и жить стройно, целесообразно и осмысленно. В первые послевоенные годы работали на неостывающем энтузиазме. Мест в зале 150, а театр живет без дотации. Значит, надо работать интенсивно, помимо стационара. 140 выездных спектаклей в год, чтобы обеспечить существование.

«ЧТО ВЫ СКАЖИТЕ О «ЧЕРТОВОЙ МЕЛЬНИЦЕ»? С таким вопросом к нам часто обращались журналисты, критики, зрители. Что мы скажем о «Чертовой мельнице»? Чтобы такой спектакль стал возможен в кукольном театре, нужно накопить творческие силы и обрести некоторую материальную устойчивость. В 1954 году «куклы» получают свое здание - впервые! - на улице Свердлова, д.4. Театр усложняет свои задачи, ставит такие спектакли, как «Птичье молоко», «Снегуркина школа», «Буратино». В театр приглашают молодого актера и режиссера Юрия Николаевича Елисеева, которому оказалась по плечу постановка спектакля для взрослых. Нельзя сказать, что у кукольного не было никакого опыта в этом деле. Вспомним концертные программы времен войны. Но целый спектакль ставился впервые! Выбрали пьесу И.Штока «Чертова мельница» - острогротескное произведение, полное юмора, неожиданных поворотов сюжета, блестящих словесных эскапад. Весь коллектив работал с энтузиазмом. Спектакль, прошедший с большим успехом, буквально перевернул отношение зрителей к театру кукол. Люди взрослые перестали смотреть на этот театр только как на театр для малышей. После «Чертовой мельницы» они просто требовали новых спектаклей для себя. И театр стремился удовлетворить желание зрителей, которые так единодушно поддержали поиски коллектива. Один за другим следовали «Жирофле-Жирофля» Н.Адуева и А.Арго, «Божественная комедия» И.Штока, «Прелестная Галатея» Б.Гадора и Р.Дарваша. Спектакли получили признание не только широкого зрителя, но и знатоков. «Чертова медьница», например, удостоена Диплома 1 спепени на Всесоюзном фестивале драматических и музыкальных театров.

К середине 60-х годов театр становится известен не только нижегородскому зрителю. В 1965 году состоялись гастроли в Москве, на следующий год - в Севастополе, в юбилейном 1967-м - в Ленинграде. Газета «Вечерний Ленинград» 24 августа отмечает: «Счастлив коллектив, которому удается не постареть, соединить зрелость мысли с юношеской свежестью дерзаний. Горьковский театр кукол обладает такими качествами». На юбилейном Всероссийском смотре театров кукол в Москве горьковчане показали «Божественную комедия» и «Неразменный рубль» и за творческую и воспитательную работу удостоены Диплома 1 степени Министерства культуры РСФСР. В эти годы детский репертуар театра в значительной мере складывался из пьес Юрия Елисеева. Представленные впервые в Горьком, его пьесы разошлись по всей стране. «Чудо - машина», «Друзья», «Вредный витамин», а особенно «Сэмбо» и «Неразменный рубль» пользовались постоянной любовью зрителей, некоторые из них и сейчас появляются на кукольных сценах страны. Надо отметить, что в лице Ю.Н.Елисеева театр обрел редкостное сочетание таланта актера, режиссера и драматурга. Лучшие традиции театра получили развитие в творчестве главного режиссера народного артиста РФ А.И.Мишина, пришедшего в театр после окончания Ленинградского института театра, музыки и кинематографии.

2007
Нижегородский академический театр кукол
http://www.ngatk.ru/