«ЧЕРЕЗ ДЕТЕЙ К СЕРДЦАМ НАРОДОВ». Кукольный театр в большей мере, чем другие виды театрального искусства, говорит иносказаниями, метафорами. Ему подвластно все - и крупные политические проблемы, и тончайшая ирония, и лирика. Не случайно на ХП конгрессе УНИМА - Международного союза деятелей театров кукол, - который проходил в Москве в 1976 году, обсуждались вопросы взаимодействия кукольных театров с современностью. На фестивале кукольных театров, проходившем в дни работы конгресса, был показан 21 спектакль из 15 стран. Советский Союз представляли Москва, Ленинград, Горький, Харьков, Таллин, Ереван, Фрунзе. Горьковский театр кукол, который является членом УНР1МА, показал «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях» в постановке главного режиссера заслуженного деятеля искусств РСФСР А.И.Мишина. Называя этот спектакль в числе лучших на фестивале, пресса подчеркивала, что здесь изобретательность и талант художников сращены с виртуозным актерским мастерством . Художественный образ спектакля создавался по мотивам палехской лаковой живописи. Он красочен, наряден, в нем участвуют элегантные длинношеие куклы. Все отзывы о спектакле дают высокую оценку работе и художника Ирины Костриной, которая проработала в театре 17 лет. Каждая ее кукла - это огромный труд, яркий, выразительный.

Своим первым спектаклем «Слоненок» А.Мишин заявил, что намерен продолжить традиции, отточенные за несколько десятилетий: внимание к внутреннему миру ребенка, утверждение доброты и душевности в человеке, стремление возбудить в зрителе активную любовь к Родине. Этому посвящены спектакли «Сказ о граде Лебединце», «Волшебная лампа Аладдина», «Царевна-лягушка», «Дикие лебеди» и другие. На Ш Всероссийском фестивале драматургии и театрального искусства народов СССР, спектакль «Приключения охотника Дамая», поставленный А.Мишиным по мотивам мордовского фольклора, получил Диплом 1 степени. Он также удостоен Диплома Ш степени Министерства культуры СССР. В петрушечные спектакли, где это было необходимо, стала вплетаться и тростевая кукла. Виктор Алексеевич Кисляков отлично освоил ее гапит, механику движения корпуса, головки, ручек, художественно резал из дерева руки - от грубого кулака до изящных пальчиков принцесс. Тростевая кукла внесла большое разнообразие в спектакли. Она поднялась над ширмой, получила зримую четкость силуэта, ожившего в совершенно иной, новой форме. Конечно, петрушка никогда не покинет ширму. Все детские спектакли, сказки, весь мир обаятельных зверят - наручная кукла. Ну, например, как может наша народная русская сказка, самая первая сказка малышей «Колобок», «Репка» или «Терем-теремок» обойтись без милой нашей петрушки? Она, как я считаю, мила и обаятельна еще от того, что стоит ближе к сердцу актера.

«С получением нового помещения возможности для творческой фантазии расширились. Увеличение ширмы, глубины планов, новое оборудование сцены позволили осуществить мечту о крупных постановках, таких, как «Птичье мололко», «Буратино», «Колокола-лебеди», «Сэмбо», «Иван - крестьянский сын». Конечно, выпуск этих спектаклей нам двоим давался очень нелегко. В нашем цехе, кроме портнихи, не было по штату бутафора и подсобного помощника. Часов для нас с Александрой Петровной вообще не существовало. Уходили мы почти всегда последними. Театр давно был пуст и темен. Мы выключали в мастерсткой свет; спускались вниз и захлопывали входные двери... Обе мы жили только театром и для театра. В 1956 году театр взялся за постановку спектакля для взрослого зрителя «Чертова мельница» И.Штока. Был приглашен засл.деятель искусств РСФСР А.М.Мазанов, художник оперного театра, а нам дали возможность заниматься только куклами. Мои основные персонажи были: Люциус - выпускник адской академии, Вельзевул - князь тьмы, деревенский черт-заика. По выполнению самой трудной куклой был Люциус. Он должен был быть молодым, элегантным, обаятельным соблазнителем женских душ, и в то же время в маске куклы в чем-то должна была проявиться его «чертовская» сущность. Долго, мучительно искала я глаза, чувствуя, что в этом главное. Наконец, были найдены две маленькие никелированные пуговки, и все встало на свое место. Изобретательность, поиск художником фактуры одежды, деталей в самой маске должны быть безграничны.

В мастерскую часто приходили актеры. Это совершенно необходимо для них и для художника. Актер должен вживаться в образ, проверять удобство механизма, искать выразительность поворота головки, рук, находить голосовые интонации сообразно маске персонажа. Такая предварительная подготовка дает свои плоды на ширме. Настал день премьеры «Чертовой мельницы». Создание большой ответственности объединяло весь творческий и технический состав за ширмой. Зритель бурно реагировал на все удачные находки режиссера, игру актеров. Куклы были так неотрывно слиты с актерами, что зритель воспринял их с непосредственным и откровенным изумлением. Казалось мне, что зал был наполнен выросшими, поумневшими, но теми же детьми. Долго не смолкали аплодисменты актерам, режисссеру Ю.Н. Елисееву, вышедшим с куклами перед ширмой. Это была настоящая победа! Какую радость пережил весь коллектив! Совместно с Александрой Петровной мы оформили ПО спектаклей. Мной было сделано около 500 кукол. Наши куклы не раз выезжали за пределы родного города, были на выставках в Брюсселе, Нью-Йорке, Праге, Москве. Как же мне не принести Горьковскому театру кукол сердечной благодарности за предоставленную возможность творить, дорасти до художника-профессионала, познать чувство своей нужности?!

«Королевская ложа» (З.Сковронского и Ю.Слатвинского) удостоена Грамоты Министерства культуры СССР за участие во Всесоюзном смотре спектаклей польской драматургии.
Спектакли последних лет также удостоены наград : А.С.Пушкин «Руслан и Людмила» - премия Н.Новгорода в 1996г.; А.Цагарели, Б.Рацер «Ханума» - премия Н.Новгорода 2000г.
В настоящее время в репертуаре театра 30 спектаклей для детей и 4 - для взросолых. Театр часто выезжает за пределы города, дает спектакли на селе. Почти все районы области объездили наши «куклы». Театр гастролировал зарубежом, участвовал в Международных фестивалях в Венгрии (Гран-при), Франции» Испании, Бельгии, США, Германии.
В театре крепкий коллектив, умело подобранная труппа, все выпускники нижегородского театрального училища. Со студенческой поры актеры наследуют главную традицию: через куклу к сердцу зрителя. Сегодня в труппе 16 человек. В 1997 году за выдающиеся заслуги в театральном искусстве нашему театру было присвоено звание «Академический» - одному из переферийных театров России. Наш театр часто называют традиционным в том смысле, что он не разрушает устоявшуюся форму кукольного представления. Этого принципа мы собираемся придерживаться и дальше.

2007
Нижегородский академический театр кукол
http://www.ngatk.ru/